|
ВЕРХОВНЫЙ СУД НА СТРАЖЕ ПДД М.Г.Суховская
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил судам, как применять гл. 12 КоАП РФ, в которой идет речь о правонарушениях в области дорожного движения <1>. Эти разъяснения будут интересны и всем автолюбителям, ведь в них затрагиваются такие вопросы, как наказание в виде лишения водительских прав, неисполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности, а также вопрос о том, что считается выездом на "встречку". Итак, обо всем по порядку.
Без прав нет и лишения
При определении субъекта "дорожных" правонарушений, за которые предусмотрено лишение прав, суды должны учитывать, что водителем является лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (ТС). При этом не важно, есть ли у него право управления ТС всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. Инструктор по вождению, сидящий в машине рядом с обучаемым, также приравнивается к водителю <2>. Примечание. Напомним, что под транспортным средством понимаются автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, прицепы к нему, подлежащие госрегистрации, а также трактора, другие самоходные дорожно-строительные (автокраны, экскаваторы и т.д.) и иные машины (мотоколяски и т.п.), трамваи, троллейбусы <3>. Мопеды, скутеры и велосипеды с мотором менее 50 "кубиков" в эту категорию не входят. Как известно, "если у вас нету тети, то вам ее не потерять". Соответственно, наказание в виде лишения водительских прав на определенный срок не может быть назначено лицу, которое не получало право управления ТС либо уже утратило его <4> по следующим причинам <5>: · истечение 10-летнего срока действия водительского удостоверения <6>. При этом новые права водитель не получал; ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному вождению, подтвержденное медицинским заключением. Но это вовсе не означает, что "бесправные" водители останутся безнаказанными. Во-первых, их отстранят от управления автомобилем <7>, а машину задержат и отправят на штрафстоянку <8> до устранения причины применения таких обеспечительных мер. Поскольку причина - отсутствие у водителя прав, получается, что машину он самостоятельно забрать не сможет. Однако это может сделать представитель владельца <9>: родственник, друг или просто знакомый, у которого, в свою очередь, есть водительские права и доверенность на управление данным автомобилем в простой письменной форме. Примечание. Часто в жизни сотрудники ГИБДД дают отстраненному водителю пару часов, чтобы решить проблему транспортировки автомобиля, ну а "в случае невозможности устранения причины задержания на месте" отправляют машину на специализированную стоянку. Во-вторых, таким водителям грозит штраф за "бесправное" вождение в размере от 700 до 1000 руб. <10>
Повторное лишение водительских прав
Известно, что российские автолюбители - народ по большей части лихой и бесстрашный. Некоторые водители, у которых уже отобрали права за какое-либо правонарушение, не могут удержаться от соблазна снова сесть за руль. И нередко они опять совершают "лишенческие" правонарушения. За это им "светит" не только штраф в размере от 1000 до 1500 руб. <12>, но и повторное наказание в виде лишения права управления ТС <13>. Примечание. Напомним, что все дела об административных правонарушениях, за которые предусмотрено лишение прав, рассматриваются мировыми судьями <14>. Постановление мирового судьи вступает в силу по истечении 10 суток с момента вручения или получения копии постановления, при условии, что оно не было обжаловано в апелляционную инстанцию районного суда в течение указанного срока <15>. При этом сроки наказаний в виде лишения прав суммируются. Течение срока повторного лишения прав начнется со дня, следующего за днем окончания срока аналогичного наказания, примененного ранее <16>. Пример. Определение начала срока наказания в виде лишения прав управления ТС, назначенного лицу, уже лишенному такого права Гражданин М. превысил скорость автомобиля более чем на 60 км/ч (правонарушение 1), за что и был привлечен к административной ответственности в виде лишения права управления ТС на срок 4 месяца <17>. Постановление мирового судьи о привлечении М. к ответственности вступило в законную силу 15 сентября 2006 г. С этой же даты началось течение срока наказания. В течение этих 4 месяцев М. совершил еще одно правонарушение - управление автомобилем в нетрезвом виде (правонарушение 2), за которое был лишен прав теперь уже на срок 1 год и 8 месяцев. Постановление мирового судьи о привлечении М. к ответственности за это правонарушение вступило в силу 13 ноября 2006 г. Течение второго срока (1 год и 8 месяцев) начнется с 16 января 2007 г., а закончится 16 сентября 2008 г. Общий срок лишения гражданина М. права управления ТС составит 2 года 2 месяца. Отметим, что лишение лица права управления, к примеру, мотоциклом означает, что это лицо лишается права управления также и другими транспортными средствами - автомобилем, троллейбусом, трактором и пр. <18> Бывает так, что лицо лишено прав за правонарушение, совершенное на его личном автомобиле, при этом оно работает, к примеру, водителем автобуса. Обращаем внимание на то, что в этом случае работодатель такого лица обязан <19>: · отстранить его от работы, если срок лишения прав не превышает 2 месяца; уволить, если срок лишения прав более 2 месяцев и нет возможности перевести работника на другую имеющуюся у работодателя работу.
Чем может быть доказано состояние опьянения
С одной стороны, инспектор ГИБДД может самостоятельно проводить освидетельствование лиц, подозреваемых в управлении автомобилем в нетрезвом состоянии <20>. С другой стороны, КоАП РФ предусматривается только медицинское освидетельствование на состояние опьянения <21>. В жизни инспекторы нередко пользуются своим правом самостоятельного освидетельствования. При этом они, пренебрегая направлением на медосвидетельствование, составляют протокол об административном правонарушении, в котором фиксируются показатели индикаторной трубки, а также показания свидетелей <22>. Этого протокола зачастую бывает достаточно для того, чтобы мировой судья вынес постановление о лишении прав. Примечание. Напомним: если инспектор ГИБДД полагает, что водитель нетрезв, он должен направить такого водителя на медицинское освидетельствование <23>. Направление на освидетельствование происходит на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, составленного в присутствии двух понятых и подписанного инспектором и водителем, в отношении которого применяется данная мера <25>. В протоколе помимо прочего должны быть указаны факторы, побудившие инспектора ГИБДД направить водителя на освидетельствование <26>. Например, движение машины вне ритма потока, неадекватное поведение водителя, показания трубки "контроль трезвости" и т.д. Само освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных автомобилях <27>. Критерии, при наличии которых можно полагать, что водитель находится в состоянии опьянения <24>: · запах алкоголя изо рта; · неустойчивость позы; · нарушение речи; · выраженное дрожание пальцев рук; · резкое изменение окраски кожных покровов лица; · поведение, не соответствующее обстановке; наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Верховный Суд РФ указал <28>, что доказательством состояния опьянения водителя является акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения <29>, подписанный врачом (в сельской местности - фельдшером), проводившим освидетельствование, и заверенный печатью организации здравоохранения <30>. При этом акт освидетельствования должен исследоваться и оцениваться судом "в совокупности с другими собранными по делу доказательствами". Какими же? Оказывается, "наряду с актом медицинского освидетельствования не исключается подтверждение факта нахождения водителя в состоянии опьянения и иными доказательствами (к примеру, свидетельскими показаниями, показаниями индикаторной трубки "контроль трезвости"), которые также должны быть оформлены надлежащим образом в присутствии понятых" <28>. Иными словами, при наличии акта с положительными результатами освидетельствования судья однозначно вынесет "лишенческий" вердикт. Если же акт не может служить доказательством по делу из-за выявленных нарушений правил проведения медосвидетельствования <31>, суд будет учитывать другие доказательства, основываясь на их "всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании" <32>. Но факт остается фактом: Верховный Суд РФ не дал разъяснений судам, как быть в тех случаях, когда водитель не был направлен на медицинское освидетельствование. Тем самым ВС РФ не сделал ничего для того, чтобы устранить существующую законодательную коллизию и покончить с противоречивой практикой. Примечание. В ближайшее время в Госдуму должен быть внесен пакет законодательных инициатив по усилению безопасности дорожного движения, которыми, в частности, предусмотрено: · введение уголовной ответственности за вождение в нетрезвом виде лицом, не имеющим права управления ТС либо лишенным такого права. За это планируется наказывать штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет. А в МВД России предлагают пожизненно лишать прав водителей, неоднократно пойманных за рулем в состоянии алкогольного опьянения, а их автомобили конфисковывать; · ужесточение уголовного наказания за нарушения ПДД, совершенные лицом в состоянии опьянения и повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью либо приведшие к смерти одного или более человек; введение уголовной ответственности за нарушения ПДД или правил эксплуатации автомобиля, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Для сведения: в настоящее время в Москве размер взятки за вождение в нетрезвом виде достигает 1 тыс. долл. "Автомобильные" правозащитники полагают, что после введения уголовной ответственности за это деяние размер взятки возрастет до 3 - 5 тыс. долл. Внимание! Результаты медосвидетельствования оспорить в суде нельзя, поскольку сам по себе акт не является ни нормативным (или ненормативным) документом, ни решением органа государственной власти, органа местного самоуправления либо должностного лица. Оспаривать нужно постановление мирового судьи о назначении административного наказания.
За что лишения прав не избежать
Пройти освидетельствование на состояние опьянения по требованию инспектора ГИБДД - это обязанность водителя <33>. Невыполнение этого требования грозит лишением прав на срок от 1,5 до 2 лет <34>. Отказом от освидетельствования считается не только отказ от процедуры в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках освидетельствования <35>. Например, водитель на освидетельствовании дважды подул в "трубочку" и в обоих случаях прибор показал отсутствие алкоголя в выдыхаемом воздухе. При этом налицо клинические признаки опьянения водителя: внешний вид, поведение, вегетативно-сосудистые реакции, и т. д. В этом случае врач должен взять пробу биологического объекта (крови, слюны, мочи, волос, ногтей) для направления на химико-токсикологическое исследование, чтобы определить вещество, вызвавшее опьянение <36>. Ведь опьянение могут вызвать не только алкоголь или его суррогаты, но и наркотические, психотропные и другие токсические вещества. В случае отказа водителя сдать соответствующие анализы освидетельствование прекращается, акт не заполняется, а в протоколе о направлении на освидетельствование делается запись "от освидетельствования отказался" <37>. Может так статься, что водитель, отказавшийся освидетельствоваться по требованию сотрудника ГИБДД, потом представит в суд акт освидетельствования, пройденного по собственной инициативе, с заключением "состояние опьянения не установлено". Однако это не будет являться для судьи однозначным доказательством незаконности требования сотрудника ГИБДД пройти освидетельствование. Прежде чем вынести постановление об освобождении от административной ответственности, судья должен выяснить и учесть, в частности, следующие обстоятельства <38>: · по каким причинам водитель отказался поехать на освидетельствование; · сколько времени прошло между отказом и прохождением освидетельствования по инициативе самого водителя; были ли соблюдены все правила проведения такого освидетельствования. Напомним, что судья может освободить правонарушителя от ответственности, ограничившись устным замечанием, при малозначительности совершенного правонарушения <39>. Но Верховный Суд РФ специально указал, что такие правонарушения, как: · управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ); · передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч. 21 ст. 12.8 КоАП РФ); невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ), - не могут быть отнесены к малозначительным, а виновные в их совершении лица не могут быть освобождены от ответственности <40>. Также разъяснено, что независимо от того, на каком праве (собственности, аренды или по доверенности) водитель распоряжается автомобилем, если он позволил пьяному человеку сесть за руль машины, лишения прав такому водителю не избежать <41>.
Въезд под "кирпич" = выезд на "встречку"
Еще в конце 2003 г. лидер Движения автомобилистов России и по совместительству депутат Госдумы Виктор Похмелкин направлял запрос в Верховный Суд РФ по больной проблеме применения судами ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ, где предусмотрена ответственность за выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено ПДД. Ответ был такой: обобщение судебной практики по делам указанной категории не проводилось, "поскольку у судов не возникало каких-либо неясных или спорных вопросов". Зато масса вопросов возникала у автолюбителей, и основной из них - где же та грань между выездом на встречную полосу и несоблюдением требований дорожной разметки? Уж больно ответственность разная: в первом случае - штраф от 300 до 500 руб. или лишение прав на срок от 2 до 4 месяцев <42>, во втором - предупреждение или штраф 50 руб. <43>. Неудивительно, что сотрудники ГИБДД все мало-мальски подходящие правонарушения старались подвести под выезд на "встречку". И вот наконец Верховный Суд РФ высказал свое мнение. Итак, в качестве выезда на полосу встречного движения должны квалифицироваться следующие действия водителя: любое пересечение двойной сплошной разметки (для обгона, разворота, поворота) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более <44>. Иными словами, если вы пересекли двойную сплошную, не доехав при этом каких-то пары метров до прерывистой линии, разрешающей поворот или разворот, будьте готовы расстаться на некоторое время с правами; выезд на крайнюю левую полосу дороги с двусторонним движением, имеющей три полосы, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях <45>; обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения <46>; обгон на нерегулируемых перекрестках при движении по второстепенной дороге (кроме обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных ТС без бокового прицепа и разрешенного обгона справа) с выездом на встречную полосу <46>; обгон в конце подъема или на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на встречную полосу <46>; объезд автомобилей, стоящих перед железнодорожным переездом, с выездом на встречную полосу <47>; выезд на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешено выезжать на трамвайные пути попутного направления (не мешая при этом трамваю), которые находятся на одном уровне с проезжей частью <48>; любое нарушение требований дорожных знаков или разметки, повлекшее выезд на "встречку" <49>. Это может произойти, к примеру, при игнорировании знаков "Обгон запрещен", "Обгон грузовым автомобилям запрещен", "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств" на дороге с одной полосой для каждого направления, а также при пересечении одной сплошной линии. Примечание. При движении в одну сторону пересечение сплошной разделительной полосы, к примеру на мостах, эстакадах, в тоннелях, по-прежнему квалифицируется как нарушение требований дорожной разметки (ст. 12.16 КоАП РФ). Не обошли вниманием и такую народную забаву, как проезд под "кирпич" (знак "Въезд запрещен") на дороге с односторонним движением. Поскольку на такой дороге это будет именно движением во встречном направлении, то и наказывать за это будут соответствующим образом - вплоть до лишения прав.
"Автогражданка": за что нельзя штрафовать
Верховный Суд РФ в очередной раз подтвердил: водителя, у которого полис ОСАГО просрочен менее чем на 30 дней после истечения годичного периода страхования, нельзя привлечь к административной ответственности: · ни за управление автомобилем в период, не предусмотренный страховым полисом (ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ); ни за неисполнение обязанности по страхованию "автогражданки" (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ) <50>. Бывает так, что водитель застраховал свою гражданскую ответственность, это подтверждено, к примеру, специальным знаком (наклейкой) на лобовом стекле, однако на момент проверки документов сам полис ОСАГО у него отсутствовал. В этом случае действия водителя должны квалифицироваться как вождение без документов, предусмотренных ПДД <51>. Наказание за это нестрогое - предупреждение либо штраф 50 руб. <52>, но не надо забывать про угрозу эвакуации автомобиля на спецстоянку <53>. Если же инспектор попытается составить протокол за полное отсутствие страховки, водитель может затем предъявить полис в ГИБДД, после чего его правонарушение должны просто переквалифицировать.
Выводы
Подытожим все, что сказал ВС РФ о "дорожных" правонарушениях. Наказание в виде лишения прав не может быть назначено лицу, которое не получало права управления ТС либо утратило такое право. Однако такое наказание можно добавить лицу, уже лишенному права управления ТС. В случаях, когда акт медосвидетельствования не может быть доказательством по делу, суд будет учитывать такие доказательства, как показатель "трубки трезвости" и показания свидетелей. Выездом на встречную полосу считается любое пересечение двойной сплошной разметки, а также любое нарушение требований дорожных знаков или разметки, в результате которого водитель выехал на "встречку". Водитель, управлявший автомобилем в период действия договора ОСАГО, не превышающий 1 года и 30 дней, и имевший при себе страховой полис с истекшим сроком действия, не может быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС.
<1> пп. 1 - 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (далее - Постановление Пленума ВС РФ) |
|