Не заплатил налог? Взыскать дважды!

    
     
Общеизвестно, что при неуплате или неполной уплате налога действующее законодательство допускает его принудительное взыскание. На первый взгляд система принудительного взыскания налога проста и прозрачна, но практика свидетельствует о том, что данный налог можно заплатить дважды. В чем причина такой ситуации?
     
     Налоговый кодекс РФ предусмотрел два самостоятельных способа взыскания задолженности по налогам: за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и за счет иного имущества налогоплательщика.
     
     На практике механизм принудительного взыскания налога выглядит следующим образом: налоговые органы, направив инкассовые поручения в банк и удостоверившись в недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банке, принимают решение об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика и направляют соответствующее постановление судебным приставам-исполнителям для его исполнения.
     
     В результате получается, что в отношении одной и той же неуплаченной суммы налога осуществляется двойное взыскание задолженности за счет денежных средств, находящихся на счете, и за счет иного имущества налогоплательщика.
     
     В настоящее время по данному вопросу сформировалась различная судебно-арбитражная практика, при этом мнения арбитражных судов разделились.     


Взыскание последовательное...

     
     Первая позиция основана на том, что не допускается одновременное обращение взыскания на денежные средства и на иное имущество ввиду прямого указания НК РФ и Федерального закона от 21.07.97
N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
     
     Главные доводы заключаются в следующем:
     
     - принудительное взимание налогов и пеней путем одновременного обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика и на его имущество недопустимо, поскольку может повлечь повторное изъятие одних и тех же сумм;
     
     - статьей 59 Закона об исполнительном производстве установлен порядок наложения ареста на имущество и его реализации, который осуществляется с соблюдением строгой очередности. Данный порядок не допускает и не разрешает одновременное обращение взыскания, поскольку в п.5 ст.46 и в ст.58 Закона об исполнительном производстве указано, что при отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество;
     
     - несмотря на то что НК РФ не предписывает необходимость отзыва инкассовых распоряжений в случае обращения взыскания на иное имущество, одновременное исполнительное производство через судебного пристава-исполнителя и через банк может нарушить законные права налогоплательщика и привести к двойному налогообложению;
     
     - налоговый орган вправе принимать постановление о взыскании налогов за счет иного имущества только при условии недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах в банках или отсутствия информации по счетам, исключая параллельное исполнение по двум документам: инкассового распоряжения и постановления о взыскании налогов за счет иного имущества. Инкассовое распоряжение должно быть отозвано, так как в силу ст.854 ГК РФ и ст.46 НК РФ оно подлежит безусловному исполнению банком;
     
     - из буквального толкования п.7 ст.46 и ст.47 НК РФ следует, что взыскание налога (сбора) за счет иного имущества налогоплательщика-организации возможно лишь в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на их счетах в кредитных учреждениях. Поэтому такое взыскание возможно только при условии отзыва налоговым органом инкассовых распоряжений из банка;
     
     - согласно п.7 ст.46 НК РФ законным основанием обращения взыскания на иное имущество является только факт отсутствия либо недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика. Надлежащим доказательством тому могут служить только инкассовые поручения налогового органа, возвращенные банком с отметкой о невозможности исполнения;
     
     - налоговый орган, не пройдя полностью предусмотренную ст.46 НК РФ процедуру по получению задолженности по налогам, не вправе перейти ко второму этапу, связанному с обращением взыскания на имущество налогоплательщика.
     
     В результате получается, что в отношении одной и той же неуплаченной суммы налога осуществляется двойное взыскание задолженности за счет денежных средств, находящихся на счете, и за счет иного имущества налогоплательщика.
     
     Подобная позиция была отражена в следующих судебных актах: в Постановлении ФАС ПО от 02.03.2004
N А12-13951/03-С10; постановлениях ФАС ДВО от 11.04.2001 N Ф03-А51/01-2/518; от 21.01.2003 N Ф03-А73/02-2/2815; постановлениях ФАС СКО от 24.07.2001 N Ф08-2238/2001-702А; от 04.02.2002 N Ф08-169/2002-58А; Постановлении ФАС УО от 19.05.2004 N Ф09-1920/04-АК; постановлениях ФАС ЦО от 24.10.2000 N А09-2616/2000-12; от 20.02.2002 N А14-7412-01/260/11; от 07.05.2003 N А62-2624/02 и др.

...и параллельное

     
     Вторая позиция заключается в том, что в отношении одной и той же неуплаченной суммы налога допустимо одновременное обращение взыскания и на денежные средства, находящиеся в банке, и на иное имущество налогоплательщика. В ее обоснование приводятся следующие аргументы:
     
     - НК РФ не запрещает одновременное обращение взыскания на денежные средства и иное имущество, следовательно, у налогового органа отсутствует обязанность отзывать из банка, обслуживающего налогоплательщика, инкассовые распоряжения на бесспорное списание налоговых платежей (как подтверждение отсутствия денежных средств) перед принятием решения об обращении взыскания на иное имущество должника. Достаточно соблюдения очередности действий, предусмотренных ст.46, 47 НК РФ, и наличия у налогоплательщика неоспоренной им суммы недоимки;
     
     - ссылка налогоплательщика на неправомерность одновременного нахождения в банках инкассовых поручений и обращения взыскания на имущество налогоплательщика судом кассационной инстанции не принимается из-за непредставления доказательств двойного взыскания сумм;
     
     - для исключения двойного взыскания недоимки налоговым органом разработаны нормативные акты, предусматривающие приостановление действия инкассовых поручений при обращении взыскания недоимки на имущество. Согласно п.3.1, 3.2 Методических рекомендаций, утвержденных совместным Приказом МНС РФ и МЮ РФ от 13.11.2003
N 289/БГ-3-29/619, приостановление действия инкассовых поручений должно производиться после получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства;
     
     В качестве иллюстрации такой позиции судов можно привести Постановление ФАС ПО от 17-22.03.2005
N А49-11903/04-786А/8; Постановление ФАС ВВО от 09.11.2004 N А29-2489/2004а; Постановление ФАС ЦО от 26.01.2005 N А68-АП-498/11-04; постановления ФАС УО от 23.12.2003 N Ф09-4399/03-АК; от 12.05.2004 N Ф09-1872/04-АК; от 22.12.2004 N Ф09-5470/04-АК и др.

* * *

     Несмотря на различные подходы в отношении возможности одновременного взыскания налога, проанализировав судебную практику и действующее законодательство, следует признать более обоснованной позицию, запрещающую одновременное взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на расчетном счете в банке, и за счет иного имущества.
     
     Поэтому необходимо сформулировать основные выводы по данной проблеме, которые могут быть использованы как аргументы при оспаривании решений налоговых органов, нарушающих порядок принудительного взыскания налога:
     
     - НК РФ предусмотрено несколько способов взыскания задолженности по налогам: взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика. Согласно ст.46, 47 НК РФ каждый из перечисленных способов носит самостоятельный характер и не может применяться одновременно с другой мерой по взысканию задолженности;
     
     - в силу п.1 ст.47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, с учетом особенностей, предусмотренных ст.47 НК РФ;
     
     - взыскание налога за счет имущества налогоплательщика должно производиться последовательно (п.5 ст.47 НК РФ). При этом в п.5 ст.46 и в ст.58 Закона об исполнительном производстве указано, что при отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество. В отношении одной и той же неуплаченной суммы налога обращение взыскания возможно либо на денежные средства, находящиеся на счетах в банке, либо на иное имущество;
     
     - наличие выставленных инкассовых поручений на момент принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества свидетельствует об одновременном обращении взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, что является нарушением законодательства об исполнительном производстве, а также порядка принудительного взыскания неуплаченных налогов и пеней, установленного ст.45-47 НК РФ;
     
     - в соответствии со ст.854 ГК РФ и ст.46 НК РФ инкассовое поручение (распоряжение) подлежит безусловному исполнению банком и согласно подп.2 п.6 ст.47 НК РФ исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета. Поэтому в целях избежания двойного взыскания налога инкассовые поручения должны быть отозваны налоговым органом до принятия им решения о взыскании налога за счет иного имущества;
     
     - налоговый орган должен доказать недостаточность или отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика, поскольку решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика принимается только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о его счетах (п.7 ст.46 НК РФ). Доказательством недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика будут являться инкассовые поручения, возвращенные банком с отметкой о невозможности исполнения. Порядок отзыва и возврата исполнительного документа (инкассового поручения) установлен в п.3.1 и 3.2 утвержденного Центральным банком РФ Положения о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями, от 10.04.2006
N 285-П;
     
     - доводы налоговых органов о возможности применения совместного Приказа МНС РФ и МЮ РФ от 13.11.2003
N 289/БГ-3-29/619 необоснованны. В соответствии с п.1 ст.1, п.2 ст.4 НК РФ приказы, инструкции и методические указания ФНС РФ по вопросам налогообложения не являются нормативными правовыми актами по вопросам налогов и сборов;
     
     - применение налоговым органом в отношении одной и той же суммы задолженности налогоплательщика двух способов принудительного взыскания налога нарушает порядок принудительного взыскания налогов, предусмотренный ст.46, 47 НК РФ и Законом об исполнительном производстве.
     
     Следует признать более обоснованной позицию, запрещающую одновременное взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на расчетном счете в банке, и за счет иного имущества.

 

 

 

 

 

На главную

Услуги для граждан

Услуги для юридических лиц

Юридические услуги

Абонентское обслуживание Представительство в суде Договорная работа Юридические консультации Услуги автомобилистам Сопровождение сделок Взыскание долгов

Регистрация

Регистрация фирм Регистрация ПБОЮЛ (ИП)Внесение изменений в учредительные документы Ликвидация фирм              Выпуск акций       Разработка документов

 

Стоимость услуг

Используются технологии uCoz